Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.

Согласно новому исследованию, опубликованному в ведущем журнале Американской кардиологической ассоциации Circulation, употребление фруктовых соков и напитков с добавлением сахара, в том числе газированных, с детских лет может быть связано с повышенным риском развития артериальной гипертензии во взрослом возрасте.

 

В анализ включили данные более 25 тысяч участников, которые сообщали, как часто в среднем они употребляли напитки с добавлением сахара, включая газировку, пунши, лимонады, чаи и спортивные напитки, а также фруктовые соки и цельные фрукты. Кроме того, собиралась информация об антропометрических показателях и привычках, таких как физическая активность и курение, каждые 1–4 года. Наблюдение за участниками велось на протяжении 25 лет.

 

Исследователи оценили связь между общим потреблением фруктозы, сахаросодержащих напитков, фруктовых соков и цельных фруктов и диагнозом артериальной гипертензии, а также разработали и оценили эффективность моделей замены сахаросодержащих напитков/фруктовых соков на цельные фрукты, молоко и воду.

 

Замена одной ежедневной порции сладкого напитка цельным фруктом связана со снижением риска развития Артериальной Гипертензии на 22 %, а замена фруктового сока на цельный фрукт — со снижением на 19%.

 

Очень часто «сокосодержащие» напитки с добавлением сахара, газированные и спортивные напитки позиционируются как полезные для здоровья. На самом деле безвредны исключительно 100 % фруктовые соки, но и их следует употреблять в умеренных количествах. Лучше отдавать предпочтение цельным фруктам, а не сладким напиткам.

 

Связь между напитками с добавлением сахара и повышенным риском АГ и сердечно-сосудистых заболеваний в целом уже подтверждалась множеством исследований, но результаты этой научной работы добавляют несколько новых аспектов.

 

Во-первых, общее количество фруктозы, по-видимому, имеет меньше значения для развития артериальной гипертензии, чем тип продуктов, в составе которых она потребляется, поэтому сахаросодержащие напитки и даже фруктовые соки связаны с повышенным риском, в то время как цельные фрукты — нет.

 

Во-вторых, распространено мнение, что фруктоза в целом вредна для здоровья сердечно-сосудистой системы независимо от источника, а фруктовые соки полезны. Исследование показывает, что, по-видимому, ни то, ни другое не соответствует действительности.

 

Если в период внутриутробного развития и раннего детства ограничивать потребление сахара, риски деменции снижаются на 27 %, а болезни Альцгеймера — на 46 %, показало международное исследование, опубликованное в Nature Communications. Также у людей, выросших в условиях дефицита сладкого, реже встречаются тревожное расстройство (на 20 %) и депрессия (на 11 %).

 

Международная группа ученых сравнила данные участников британского Биобанка, у которых первая тысяча дней после зачатия пришлась на период нормирования сахара: в Великобритании во время Второй мировой войны и сразу после ее окончания сахар выдавался по карточкам, и дети младше 2-х лет были лишены сахарных пайков; когда же в сентябре 1953 года ограничения отменили, потребление сахара почти удвоилось. Исследователи проводили сравнение показателей людей, которые родились до и после отмены нормирования (около 60 тысяч участников).

 

Оказалось также, что у людей, чья первая тысяча дней жизни прошла без сахара, на 9 % ниже риск развития связанных со старением клеток заболеваний (онкологических, СД 2-го типа) и на 19 % ниже риск смерти от всех причин. Их биологический возраст в среднем был меньше на 1–1,2 года. Примечательно, что участники, ранний период развития которых пришелся на время нормирования сахара, и во взрослом возрасте употребляли меньше сахара — в среднем на 4,14 г в день.

 

Ключевые результаты анализа

 

У детей, которые выпивали 2 или более порций сладких напитков в день, риск развития артериальной гипертензии в будущем возрастал на 52 % по сравнению с теми, кто потреблял менее 3-х порций в неделю. Объем порции 350 мл.

 

Каждая ежедневная порция газированных и спортивных (содержат электролиты и углеводы) напитков была связана с повышенным риском развития артериальной гипертензии на 23 % и 36 % соответственно.

 

У тех детей, кто выпивал 1,5 или более порций фруктового сока в день, риск развития АГ оказался на 35 % выше по сравнению с теми, кто выпивал менее одной порции в неделю. Объем порции 235 мл.

 

Каждая ежедневная порция апельсинового сока была связана с повышением риска развития АГ на 20 %, в то время как яблочный и другие соки такой корреляции не демонстрировали. Однако исследователи допустили возможность неточности такой классификации, поскольку очень часто напитки с апельсиновым вкусом и добавлением сахара маркируются как апельсиновый сок.

 

Замена сахаросодержащих напитков на молоко или воду была связана со снижением риска развития АГ на 13 %, тогда как при замещении фруктового сока молоком или водой значимой связи обнаружено не было.