Фото с сайта president.gov.by

Президент Беларуси Александр Лукашенко 17 февраля принял отчет Правительства за 2025 год.

 

— Мы находимся в очень непростой ситуации. И с востока, и с запада под серьезнейшим прессом. Я говорю об экономике. Хотя и политика есть выражение экономики в концентрированном виде, как говорили классики. Тем не менее мы зажаты экономически двумя мощными блоками. С одной стороны — Европейский союз. С другой — Китайская Народная Республика и Россия. Наш главный союзник и партнер находится в очень сложном положении, мы это чувствуем, поскольку это наш основной рынок, — сразу расставил акценты Глава государства.

 

Александр Лукашенко отметил, что накануне на встрече с Госсекретарем Союзного государства Сергеем Глазьевым была обсуждена ситуация с точки зрения экономики на общем пространстве. 

 

— Пришли к единому мнению, что просто не будет, — сказал Президент.

 

Александр Лукашенко перечислил такие экономические инструменты, которые используются в целях давления.

 

Первое — санкции.

 

— Но для вас и для меня их нет. Если бы начали ссылаться на санкции, нас бы уже не существовало, — подчеркнул белорусский лидер. — Как только вобьем себе в голову, что невозможно работать, — все, мы погибнем. Непросто сейчас. Провал января текущего года говорит о том, что и будет очень непросто. Но везде есть ответственные люди, которые должны давать результат. Не будет результата — придем к военной экономике. А там до трех не разговаривают.

 

Второе — эмбарго.

 

— Торговой блокадой и заморозкой активов душат сегодня на глазах всего мира Кубу, — привел пример Александр Лукашенко.

 

Третье — тарифные войны. Здесь в арсенале пошлины, квоты, запрет на импорт и экспорт отдельных товаров. Четвертое — валютные атаки. Пятое — борьба за технологии. Здесь имеет место конкуренция в самом неприкрытом, неоколониальном виде, заметил белорусский лидер. Это запрет на поставку оборудования, чипов, программного обеспечения, блокировка доступа к наукоемким отраслям. Шестое — контроль цепочек поставок, то есть попытка сделать другие страны зависимыми от логистики и инфраструктуры.

 

Беларусь на себе в полной мере испытала весь этот букет «цивилизованных правил». Вместе с тем, как мы договорились когда-то, внешние условия изучаем и понимаем, но работать в условиях ограничений и санкций мы должны.

 

Глава государства в числе проблемных тенденций обратил внимание Правительства на спад в промышленности, а также на ряд проблемных вопросов в сельском хозяйстве, которые требуют оперативного решения.

 

Президент констатировал, что интегральный итог прошлого года — это скромный рост экономики регионов и страны в целом. ВВП за 2025 год составил 101,3 % к уровню предыдущего года при задании в 104 %.

 

Темой номер один, волнующей граждан, Президент назвал инфляцию.

 

Александр Лукашенко отметил факты, когда в физических поставках теряются рынки, хромают анализ и планирование. У ряда промышленных флагманов прибыль не покрывает объем уплаченных банкам процентов.

 

— Мы тратим значительные суммы на стимулирование экспортеров, каждый министр закреплен за конкретными странами, чтобы углублять с ними кооперацию и расширять товарооборот. А результат? Где он? — поставил вопрос Александр Лукашенко.

 

Кроме того, обратил внимание Глава государства, продажи замыкаются в основном на одном-двух рынках.

 

— Имея устойчивые экономические и дружественные связи в Азии, Африке, Латинской Америке, на Ближнем Востоке, поставляем туда только пятую часть нашего экспорта. Вот где настоящий резерв для наращивания, — сказал Президент.

 

Глава государства также потребовал более активно работать на внутреннем рынке.

 

Александр Лукашенко подчеркнул, что в последние годы вообще перестали заниматься снижением затрат, себестоимостью и экономией. И заметил, что значительные издержки мешают успешно конкурировать на внешних рынках с зарубежными образцами.

 

Президент сделал особый акцент на продолжении работы над качеством производимой продукции. Тем более что пятилетка качества в Беларуси продолжается.

 

Президент потребовал от отраслевых регуляторов, курирующего вице-премьера и аппарата Правительства усилить работу по исправлению недостатков.

 

Как заметил Глава государства, тема на злобу дня — кадровый дефицит, особенно вне столицы и областных центров. При этом в стране множество бюджетных организаций.

 

— Я говорю про сотни бюджетных присосок в каждом практически ведомстве и министерстве. Блатные места для отставных чиновников и так далее, — сказал Президент, подчеркнув, что эти слова не касаются рядовых школ, больниц, спортивных секций и тому подобного.

 

Президент поставил задачу во всех сферах срочно избавиться «от непонятных организаций, структур и бюрократов».

 

Александр Лукашенко подчеркнул, что готов рассмотреть предложения премьер-министра по оптимизации системы государственных органов. Но важно четко понимать, что это даст с точки зрения роста экспорта, экономии затрат и наполнения бюджета, обратил внимание Президент.

 

Говоря на тему труда и заработка, Глава государства подчеркнул:

 

По сути, это квинтэссенция всех экономических программ. В каждой нами ставится неизменно правильная цель — рост благосостояния населения. Качественный рост должен обеспечиваться эффективным трудом.

 

Однако сейчас рост реальной заработной платы опережает производительность труда, заметил Президент. Так, в 2025 году темп производительности труда — 101 %, темп реальной зарплаты — 109 %. Размер средней зарплаты — 2 693 бел. рубля.

 

Президент обратил внимание, что Совет министров приостановил свое решение о соблюдении коэффициента «производительность — зарплата», который должен превышать единицу (сейчас 0,93).

 

— С одной стороны заверяете, что через зарплату держим нужные кадры. Но ведь по производительности труда мы в 2–3 раза отстаем от развитых стран. Так может, надо увеличивать отдачу? — риторически спросил Глава государства. — Если кадры держите, кадры должны упираться и работать. И не в посреднических структурах, а на производстве.

 

Впечатляет, как заметил Президент, другая крайность: наличие организаций, где люди с трудом зарабатывают полторы минимальные  зарплаты, то есть после вычета налога примерно 1,1 тыс. бел. рублей. По стране количество таких организаций — порядка 150 (в том числе образовательные центры, строительные компании и даже поликлиника), в них занято 7 тысяч человек.

 

— Как расценивать данный факт? Что это низкоквалифицированный труд, узаконенное рабство или уход от налогов и зарплата в конверте? — задал вопросы Глава государства.

 

Александр Лукашенко поручил изучить ситуацию на этих 150 предприятиях и, где возможно, перевести людей в другие организации.

 

И не рассказывайте сегодня, что где-то чего-то не хватает. Всего у нас хватает, если бы была дисциплина и организация труда.