Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.

Высокообразованные люди сталкиваются с более явно выраженным снижением умственных способностей после инсульта по сравнению с менее образованными, показало исследование команды медицинской школы Мичиганского университета, опубликованное в журнале JAMA Network Open.

 

В ходе анализа когнитивных данных более чем 2 тысяч пациентов, обратившихся по поводу инсульта в период с 1971-го по 2019 год, выпускники колледжей продемонстрировали лучшие результаты в первых послеинсультных обследованиях по таким показателям, как память, внимание и скорость обработки информации. У пациентов с высшим образованием любого уровня, перенесших инсульт, быстрее снижались показатели исполнительного функционирования (навыков, используемых для решения повседневных задач, таких как, например, рабочая память) по сравнению с обладателями среднего и среднего специального образования.

 

В этом есть определенное противоречие, ведь ранее считалось, что получение образования более высокой степени может позволить людям сохранять и более высокие когнитивные способности до тех пор, пока не будет достигнут критический порог повреждения мозга после инсульта (в этот момент компенсация уже не срабатывает, и наступает быстрое снижение когнитивных функций). В течение многих лет исследователи рассматривали уровень образования как предиктор когнитивного резерва — способности сохранять более высокий уровень функционирования, несмотря на травмы мозга, которые происходят в течение жизни.

 

Приступая к исследованию, ученые, собственно, и выдвинули гипотезу о том, что у образованных людей когнитивные способности после инсульта будут снижаться медленнее. Но полученные результаты свидетельствуют об обратном.

 

Более высокий уровень аллеля ApoE4, генетического фактора риска развития болезни Альцгеймера, не повлиял на связь между уровнем образования и снижением когнитивных способностей после инсульта. Количество перенесенных сосудистых катастроф также не влияло на связь. Деменция может представлять угрозу даже после первого инсульта, а не только после повторного.

 

Это означает, считают ученые, что критическая точка повреждения мозга, при которой у высокообразованных людей нарушается когнитивная компенсация, не зависит от исходного генетического риска и может быть достигнута после одного сердечно-сосудистого события.